Роль литературных гостиных в организации эффективного взаимодействия детей с нарушением зрения и речи и здоровых детей


Автор: Асейкина В. А.

Библиографическое описание статьи:
Асейкина В. А. Роль литературных гостиных в организации эффективного взаимодействия детей с нарушением зрения и речи и здоровых детей // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 16. – ART 26070. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26070.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
В статье представлена одна из форм работы учителя-логопеда и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, посещающими группы комбинированной направленности для детей с нарушением зрения и здоровых детей

Ключевые слова:
литературные гостиные, нарушение зрения и речи

Полный текст:
Задача педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения— выработать такой подход, при котором каждый ребенок, какие бы физические осложнения он ни имел, прожил дошкольное детство достойно и двигался дальше по своей собственной, единственной и уникальной линии жизни.
В нашем дошкольном учреждении №90 «Цветик-семицветик» функционируют 4 группы комбинированной направленности, каждую группу посещают 10 детей без нарушений зрения и пять детей с нарушением зрения.
Работая в ДОУ с 2011 года, учителем-логопедом я в своей практике внедряю такую форму работы, как организация литературных гостиных. Проведение литературных гостиных позволяет мне и воспитателям групп комбинированной направленности успешно решать задачи по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим миром. Для детей с нарушениями речи – это еще один этап коррекционно-развивающей работы. Кроме того, при организации литературной гостиной объединяются разные виды искусства – музыка, театр, живопись, положительно влияющие на формирование эстетического вкуса детей.
Для выполнения выше перечисленных задач в литературных гостиных я применяю такие традиционные методы и приемы как: декламация стихотворений;
презентация любимой книги; отгадывание загадок; речевые упражнения «Доскажи словечко», способствующие развитию чувства рифмы и расширению словаря; «С какого дерева листок?» на образование притяжательных прилагательных; «Собери снежинку, и назови какая зима?» на развитие словаря признаков; «Разрезные картинки» - собрав картинку, дети называют сказочного героя и сказку, из которой он пришел; «Путаницы» анаграммы, способствующие формированию зрительно-двигательных умений прослеживать за движущимся предметом; инсценировки сказок, рассказов; рассматривание репродукций картин.
Широко использую современные компьютерные технологии. Мультимедийные презентации в литературных гостиных носят как информационную функцию, позволяющую за короткий промежуток времени передать такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, так и иллюстративную функцию.
Наряду с традиционными методами и приемами работы с детьми я использую нетрадиционные игровые приемы, с помощью которых дети со зрительными нарушениями могут на равных участвовать в организуемых играх и заданиях с нормально видящими детьми. Их содержание не ориентировано только на зрительное восприятие. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.
Примером таких ситуаций являются серии игр, включенных в литературную гостиную «Особый заказ», направленных на развитие мелкой моторики и тактильного восприятия, развития пространственного воображения, формированию логического мышления, представлений о соотношении родовых и видовых понятий. В зависимости от тематики литературной гостиной и возраста воспитанников, дети разных команд, выполняя заказ, не глядя находят в закрытых коробках с округлыми прорезями по бокам сосновые и еловые шишки, дубовые и кленовые листочки, определенные буквы для составления заданного слова.
Организовываю игры «Арома», ориентированные на развитие способности детей различать запахи и ароматы. Так, организуя литературную гостиную «Осень золотая в гости к нам пришла», в качестве источников запахов подбираю сухие грибы, лук, чеснок, свежерастертую хвою, укроп, петрушку и.т.д.
Еще одну важную группу, которую я включаю в проведение литературных гостиных, составляют игры, ориентированные на слуховое восприятие. Один из классических приемов – слушание музыки. Дети слушают уже знакомые произведения известных композиторов, узнают и называют их, рассказывают о том, что они чувствовали, представляли, слушая то или иное произведение в зависимости от времени года. Также организовываю веселую игру «Слушаем птиц», в которой звучание голоса каждой птицы требует своего действия от детей.
Все вышеперечисленные методы и приемы являются прекрасным полем деятельности для фантазии и творчества, и путь для снятия преграды к нормальному общению детей с хорошим и слабым зрением.
В результате проведения такой формы работы, как литературные гостиные в группах комбинированной направленности, создавая условия для социальной адаптации детей с нарушением зрения и речи, наши дети научились свободно, не стесняясь высказываться. После праздников и развлечений эмоционально делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками ДОУ. Изменились их личностные характеристики: тревожные, пассивные, замкнутые, не выражающие своих эмоций и чувств, с заниженной самооценкой дети стали более активными, улыбчивыми, более ярко проявляют свои эмоции, выражают свое мнение, самостоятельно, по своей инициативе легко вступают в общение с детьми и взрослыми.

Ссылки на источник
1. Юдина Е.Г. Степанова Г.Б. Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2003.
2. Феоктистова В.А. «Развитие навыков общения у слабовидящих детей» - СПб., 2005.
 

Комментарии

Нет комментариев
Оставить комментарий